ФИО: Преображенская Ольга Иосифовна (Осиповна)
Дата рождения: 21 января (2 февраля) 1871 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 27 декабря 1962 г.
Место смерти: Сен-Манде, Франция
Звания/награды:
Заслуженная артистка Императорских театров (1909 г.)
Золотая медаль (1896 г., 1900 г.)
Профиль авторизован в октябре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата окончания: 1889 г.
Педагоги: Л. И. Иванов, М. И. Петипа, Х. П. Иогансон
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1889 г.
Дата окончания работы: 1915 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Ацис и Галатея» (балетмейстер Л. Иванов) Гименей – первая исполнительница, Галатея
«Капризы бабочки» (балетмейстер Петипа) Муха – первая исполнительница
«Синяя Борода» (балетмейстер Петипа) Анна – первая исполнительница, Изора, Венера
«Арлекинада» (балетмейстер Петипа) Пьеретта – первая исполнительница, Коломбина
«Времена года» (балетмейстер Петипа) Роза – первая исполнительница, Колос
«Ручей» (балетмейстер Коппини) Наила – первая исполнительница
«Аленький цветочек» (балетмейстер Н. Легат) Анжелика – первая исполнительница
«Сильвия» (балетмейстер Гердт) Сильвия – первая исполнительница
«Жавотта» (балетмейстер Гердт) Жавотта – первая исполнительница
«Ночь Терпсихоры» (балетмейстер Фокин) Соло – первая исполнительница
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Прелюд – первая исполнительница
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Арсиноя – первая исполнительница, Вереника
«Фея кукол» (балетмейстеры Н. и С. Легаты) Бебе – первая исполнительница, Фея кукол
«Звезда Севильи» (балетмейстер Сен Леон) па-де-труа
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) Лиза
«Пахита» (балетмейстер Петипа) Пахита
«Жизель» Жизель
«Коппелия» (новая редакция Чекетти) Сванильда
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Гамзатти
«Корсар» (редакция Петипа) Медора, Гюльнара
«Щелкунчик» (балетмейстер Л. Иванов) фея Драже, Коломбина
«Волшебная флейта» (балетмейстер Л. Иванов) Лиза
«Капризы бабочки» (балетмейстер Петипа) Бабочка
«Катарина, дочь разбойника» (редакция Петипа) Катарина
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) Одетта-Одиллия, па-де-труа
«Эсмеральда» (новая редакция Петипа) Флер де Лис
«Привал кавалерии» (балетмейстер Петипа) Тереза
«Своенравная жена» (балетмейстер Петипа) Берта
«Путешествующая танцовщица» (балетмейстер Петипа) Танцовщица
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Раймонда, Генриетта, палотас
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Флер де Фарин, Белая кошечка, Аврора
«Дон Кихот» Мерседес, Уличная танцовщица
«Гарлемский тюльпан» (балетмейстер Л. Иванов) Эмилия
«Испытание Дамиса» (балетмейстер Петипа) Изабелла
«Камарго» (балетмейстер Петипа) Камарго
«Калькабрино» (балетмейстер Петипа) Мариетта
«Синяя Борода» (балетмейстер Петипа) Изора, Анна, Венера
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Аспиччия
«Жертвы Амуру» (балетмейстер Петипа) Хлоя
«Кот в сапогах» (балетмейстер Н. Легат) Придворная дама
«Павильон Армиды» (балетмейстер Фокин) Армида
«Талисман» (балетмейстер Н. Легат) Нирити
«Волшебное зеркало» (балетмейстер Петипа) Принцесса
«Конек-горбунок» Рапсодия (балетмейстер Л. Иванов)
«Жизнь за царя». Мазурка
«Млада» Гопак (балетмейстер Петипа)
Также в репертуаре были многочисленные концертные номера
Гастролировала в Монте Карло, Будапеште, Дрездене, Милане, Париже, Лондоне, Южной Америке.
Место работы: Государственное Петроградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата поступления: 1917 г.
Дата окончания работы: 1921 г
Должность: педагог классического танца
Среди учениц: Л. Иванова, А. Данилова, Н. Млодзинская, О. Мунгалова, Н. Стуколкина, Т. Гзовская, В. Волкова
С 1921 по 1960 гг. педагог в собственной балетной студии в Париже.
Среди учеников: Альберто Алонсо, М. Бежар, И. Баронова, М. Вальманн, Н. Вырубова, М. Гилгуд, С. Головин, И. Гржебина, В. Докудовский, В. Зорина, Ю. Зорич, А. Калюжный, Н. Лесли-Красовская, Н. Нерина, А. Никитина, Т. Рябушинская, Ж. Скибин, В. Скуратов, Н. Тихонова, Т. Туманова, М. Фонтейн, Л. Черина, Т. Чинарова, А. Эглевски, И. Юшкевич
Светлов В. О. О. Преображенская Спб 1902 г.
Большое количество статей и материалов в книгах и периодической печати
Давно известно, что терпение, настойчивость и стремление к цели, а главное, каждодневный тяжелый труд, творят чудеса. Великий Моцарт как-то сказал, что талант необходим лишь на пять процентов, а все остальное это каторжный труд. Творчество выдающейся русской балерины начала прошлого века Ольги Преображенской тому красноречивое подтверждение.
Не очень красивую, сутуловатую девочку не очень рады были видеть в стенах Императорского театрального училища, в которое она поступила лишь с третьей попытки. Правда, она обладала податливыми ногами и была чрезвычайно музыкальна. А еще девочка хотела и умела трудиться, учиться вдумчиво и неутомимо. Да и педагоги были первоклассные. Ее учителями в училище стали в начале обучения Л. И. Иванов, затем сам М. И. Петипа и Х. П. Иогансон. Жажда совершенствоваться, накапливать мастерство, превратили Преображенскую в прилежную ученицу на многие годы.
После окончания училища в 1889 году придя в театр, она брала уроки у Э. Чекетти, а в заграничных поездках у Й. Ганзена в Париже, К. Беретты в Милане и К. Ланнер в Лондоне.
Преображенская танцевала много, с упорством добиваясь восхождения по карьерной лестнице. За годы служения в Мариинском театре она исполнила 35 ролей, выйдя на сцену более 700 раз. Зачисленная в кордебалет, Преображенская добросовестно несла ношу артистки массовых сцен. Постепенно ее заметили, она стала получать сольные места, соглашалась на любые партии, ни от каких ролей не отказывалась.
Преображенская слыла лирической танцовщицей. Партии роковых красавиц, требующие огромного эмоционального всплеска, вспышки страсти, не ее удел. Зато она умела вдохнуть свежую струю воздуха в старые, во многом затасканные балеты. Они начинали звучать свежо, по-новому. Артистка обладала уникальным даром импровизационности. Героини ее отличались женственностью, грацией, трогательностью, поэтичностью. «Танец О. О, Преображенской незабываемое зрелище!» восклицал в одной из своих статей критик А. Левинсон.
К лучшим созданиям Преображенской относились Сванильда в «Коппелии», Бабочка в «Капризах бабочки», Фея Кукол в одноименном балете, Нирити из «Талисмана», Аврора из «Спящей красавицы»и, безусловно, Раймонда. Раймонда-Преображенская пленяла музыкальностью исполнения. А. Л. Волынский, говоря о музыкальности Преображенской, писал, что «О. О. Преображенская всегда была и осталась до сих пор танцовщицей…феноменальной, единственной в мире. Исполнение ее является уплотнением фонетических образов оркестра в пластические картины, столь ощутимо связанные с родившими их мотивами, что сами по себе они кажутся поющими. Танцы О. О. Преображенской, например, в «Раймонде» помнятся совершенно также, как помнятся обыкновенно любимые мелодии…восторженно и сладко».
С легкостью справляясь с виртуозными танцевальными пассажами главной героини балета, откликаясь на мелос различных музыкальных инструментов, солирующих в пяти вариациях Раймонды, Преображенская сумела подчинить пластическое решение роли музыке Глазунова. Словно певица эпохи бельканто Преображенская заставляла виртуозный танец звучать красиво и выразительно, придавая ему нежную эмоциональную окраску. Особенно удавались ей лирические места партии, в которых танцевальная кантилена воспринималась подобно льющейся мягкой, ласковой мелодии.
Преображенская также была успешна и в лирико-комедийных ролях, прежде всего, в образе Лизы в «Тщетной предосторожности». В этом балете она вновь покорила своей естественностью, вошла в роль без капли наигрыша и аффектации. Каждое движение, поза, жест несли содержание. Они говорили о внутренней наполненности, были высоко художественными.
В классических балетах Преображенская отдавала дань выдающимся мастерам, была их проводником на современной сцене. Она не стремилась к участию в балетах экспериментальных, хотя и танцевала в некоторых опусах Фокина, находя в произведениях Петипа, Л. Иванова, а позже Н. Легата источник вдохновения. В «Тщетной предосторожности» проявилось еще одно из умений танцовщицы – отыскивать точную, нужную интонацию в образном решении роли, создавать необходимое настроение.
В 1912 году в статье «Голубок» А. Волынский дал исчерпывающую характеристику искусству Преображенской. «Преображенская вся в стиле рококо. Маленький рост, невысокие ноги, несколько опухлые в икрах, очертания головы и плеч, экспрессия лица с блеском задорно умных, как бы смеющихся глаз – все в этой артистке даже в масштабе интимной какой-то прелести…при первых же звуках скрипки артистка преображается целиком. Все горит в ней и поет. Отчетливые движения, бросаемые невысоко и недалеко, до такой степени понизаны у нее тактом, что становится почти возможным, если бы не было при этом оркестровых инструментов, разгадать по ним темп и мелодию музыкального сопровождения… Тут и поэзия личного чувства и беззлобный юмор шутки, отмеченный женской грацией, и бездна самого настоящего, самого подлинного искусства во всем…Преображенская завершает прелестную троицу великих талантов балетной сцены: Кшесинская, Павлова и она – других таких величин по размерам значения и стилям дарования в Европе больше не найти».
На протяжении своей карьеры Преображенская много гастролировала, начиная с 1895 года. На ее гастрольной карте обозначены Дрезден, Монте-Карло (1895 г.), Милан (1904 г.), Париж (1909 г.), Лондон (1910 г.). В 1912 году она посетила Южную Америку. Повсюду был успех, в особенности во Франции, Италии и Англии.
В 1896 и 1900 годах Преображенская была удостоена золотых медалей, а в 1909 году ей было присвоено звание заслуженной артистки Императорских театров. С 1900 года она – прима-балерина Мариинского театра.
Помимо уникального танцевального дара Преображенская была, по словам Ф. В. Лопухова «балетмейстер божьей милостью». В известных балетах было достаточно номеров, сочиненных Преображенской без указания ее имени. Артистка внесла коррективы в вариации Раймонды, сама придумывала себе танцы. Бисируя, она никогда в точности не повторяла текст вариации, вносила какие-то свои нюансы и изменения.
Преображенская была и выдающимся педагогом. Она успела послужить педагогом классического танца в Петроградском театральном (балетном) училище (Ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой) с 1917 по 1921 годы, была руководителем класса пластики при оперной труппе, преподавала в «Школе русского балета» А. Л. Волынского. Среди ее учениц в России Л. Иванова, А. Данилова, Н. Млодзинская, О. Мунгалова, Н. Стуколкина, Т. Гзовская, В. Волкова. С ней занималась А. Ваганова, которая с глубокой благодарностью вспоминала немногочисленные занятия с Преображенской: «Она двинула мою мысль вперед, направила и обострила наблюдательность и навсегда оттолкнула от равнодушного танца».
В 1921 году Ольга Преображенская эмигрировала из России. Она недолго преподавалав Берлине и Милане, а с1923 года обосновалась в Париже, открыв балетную студию, в которой давала уроки вплоть до 1960 года. Ученики отмечали одновременно строгость и доброту Преображенской, которая не брала платы с талантливых, но неимущих подопечных. У нее занимались Альберто Алонсо, М. Бежар, И. Баронова, М. Вальманн, Н. Вырубова, М. Гилгуд, С. Головин, И. Гржебина, В. Докудовский, В. Зорина, Ю. Зорич, А. Калюжный, Н. Лесли-Красовская, Н. Нерина, А. Никитина, Т. Рябушинская, Ж. Скибин, В. Скуратов, Н. Тихонова, Т. Туманова, М. Фонтейн, Л. Черина, Т. Чинарова, А. Эглевски, И. Юшкевич и многие другие.
Преображенская скончалась в полном забвении, без средств к существованию в доме престарелых в Сен-Манде, недалеко от Парижа и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Замечательная балерина, педагог, безотказный и отзывчивый человек Ольга Иосифовна Преображенская навсегда останется в истории мирового балета. Строгий взыскательный художник, великая труженица, она служила образцом для следующих поколений, возрождаясь в ее выдающихся учениках и ученицах.